Внеурочная деятельность является составной частью образовательной и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность строится по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Спортивно-оздоровительное направление создает условие для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. По итогам работы в данном направлении проводятся выставки, конкурсы, защита проектов.
Социальное направление реализуется через систему классных часов профилактической, тематической направленности и повторение основных правил дорожного движения. Данное направление формирует чувство ответственности за свои поступки и уверенности в своих силах, безопасное поведение в условиях современной социальной среды. Темы социального направления отражаются на странице классных часов и правил дорожного движения в классных журналах. Социальное направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие у ребенка эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Результатом работы могут быть презентации групповых социальных, познавательных проектов, социальные акции. В рамках реализации данного направления предусмотрены часы на культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галереи, тематические праздники на уровне класса, школы в соответствии с планом воспитательной работы.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Данное направление решает такие задачи, как формирование навыков научно-интеллектуального труда, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения, овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, обогащение словарного запаса учащихся научными понятиями, формирование у детей мировоззрения, функциональной грамотности. По итогам работы проводятся конкурсы, выставки, олимпиады, деловые, ролевые игры, познавательные проекты, различные тесты.
Общекультурное направление внеурочной деятельности позволяет создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося. Чтение, грамотная речь, способность ясно выражать свои мысли позволяют человеку стать культурным и образованным. Результатом данной работы могут стать творческие проекты обучающихся в этом направлении.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности.
- Овладение учащимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье;
- Формирование у учащихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности учащихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.