Правильное
воспитание - это
наша счастливая старость,
плохое воспитание - это
наше будущее горе, это наши
слезы, это наша вина перед
другими людьми.
Антон Семенович Макаренко.
На протяжении прошлого учебного года все чаще и громче деятельность советников директоров по воспитанию сопровождало словосочетание «новая философия воспитания», это уже стало некоторой визитной карточкой. Что же это такое? Как мне кажется, новая философия воспитания – это одновременно возрождение проверенных опытом традиций и актуализация современных информационных достижений. С одной стороны, это про наставничество, поддержку, единение, живое общение. А с другой стороны – это про достижения современности: социальные сети, новые возможности взаимодействия, информационных технологии. А самое главное – люди, за примером которых хочется идти, от которых хочется взять лучшее, и которые готовы передать детям часть ответственности. И это почетное право возложено на нас с вами, дорогие коллеги.
Когда меня спрашивают, кто такие советники, я отвечаю, что это люди, задача которых - сделать так, чтобы в школе было интересно. Анализ прошлого учебного года показал, что данная задача выполнима и реальна. Ученики нашей школы за этот год с удовольствием приняли наличие кабинета с табличкой «Навигаторы детства» и знают, что туда можно и нужно приходить с идеями, просьбами, предложениями. Знают, что идеи игр, квестов, событий идут именно оттуда и там есть человек, который вроде бы серьезный, взрослый, много умеет и может, но обязательно найдет время выслушать тебя, поговорить, поддержать, если это будет необходимо.
По моему мнению и опыту общения с коллегами, советники - это люди, которые стремятся лучше понять себя и других, а также изменчивый и непредсказуемый мир, в котором мы живем. И если мы сможем передать нашим ученикам эту непосредственную заинтересованность и любопытство к миру, это уже будет много значить.
Ключевую роль в организации воспитательной работы в школе играет распределение позиций в образовательном учреждении и отношение администрации к новой философии воспитания. Я благодарна своему коллективу, что с момента моего возвращения из «Артека» мои идеи слушают, слышат и всячески помогают в их реализации. Это важно и как для осуществления ключевых общешкольных дел, так и для морального состояния советника. Директор нашей школы и его заместители предложили множество интересных идей, которые на «отлично» вписались в план работы советника по воспитанию, например, конкурс строя и песни, лотерея «Новогоднее чудо», конкурс «Новогоднее окно», фестиваль культур народов мира и другие.
Самыми яркими новыми событиями прошедшего учебного года я бы назвала «Классные встречи», когда к ученикам приходят в гости самые активные и интересные люди нашей области; организацию музыкальных перемен по пятницам, которых ученики ждут с особой радостью и нетерпением; яркий фестиваль «Весеннее очарование», украсивший череду событий к 8 марта. Значительное развитие получили и социальные сети школы – для многих родителей сейчас это самый удобный и подходящий способ узнать о школьных буднях своих детей. А также просто увидеть фото своего чада в новостной ленте школы – приятно.
О легкости или сложности нашей работы говорить непросто: мы заряжаемся эмоциями от того, что организовываем. Но чтобы организовать событие, необходимо определённый запас энергии уже иметь. Кроме того, одна из первых вещей, что я услышала от своих наставников в нашей школе: «Дети не хотят участвовать в событии тогда, когда тебе не хочется его проводить». Это действительно так. С тех пор, я не берусь за организацию события, до тех пор, пока оно неинтересно мне самой, пока руки не зачешутся. Соответственно, первостепенная задача – заинтересовать себя, чтобы твои собственные глаза загорелись.
Теперь, подводя двух учебных лет, я уже знаю, на что будет направлена моя работа в следующем учебном году: формирование эффективно работающей системы школьного самоуправления. Но есть и другие важные аспекты, на которых будет сфокусировано мое внимание:
- Личностное развитие и приобретение социально значимого опыта не только для учеников, но и для педагогического коллектива.
- Акцент «Строить школу не для детей, а вместе с ними» на каждом реализуемом событии.
- Реорганизация пространства: летняя площадка «открытый класс», оборудование рекреационной зоны для учеников.
Очень важно вести свою работу так, чтобы у детей возникало чувство принадлежности к некоему общему определенному кругу. А это возможно, только если это чувство есть у самого педагога. Еще в прошлом году мне было интересно, но немного боязно и стеснительно – во многом по той причине, что ты сам себе не можешь объяснить, что у тебя за должность и что хорошего (или не очень) тебе за нее будет. А за два года было прожито столько, что ты не можешь не чувствовать себя частью большой команды и некоторой силой в школе, которая может что-то изменить. С благодарностью отношусь к полученному опыту и окружению, которое сделало этот опыт возможным.
Говорят, что люди могут забыть то, что вы сказали или сделали. Но они никогда не забудут то, что вы заставили их почувствовать. Так давайте делать так, чтобы ученики нашу работу чувствовали!